«Мирные протесты ничего не решают. Поэтому на этой почве родились идеи радикализма, потому что другого никто не понимает». Это цитата из допроса Николая Автуховича. Лидера банды злоумышленников, которая совершала поджоги на территории Гродно и Гродненской области. Учитывая, что время сейчас непростое, их деяния будут классифицироваться по статье «Терроризм». А это — совершенно другой расклад.
Но сперва — о самом Автуховиче.
Личность эта – без преувеличения, известная. Ветеран афганской кампании, успешный предприниматель и «демократический активист» из Волковыска. С его светлым ликом некогда оппозиция носилась, как с писанной торбой. В июле 2006 года он сел на 3,5 года с конфискацией имущества за уклонение от уплаты налогов и осуществление предпринимательской деятельности без регистрации и получения лицензии. В мае 2010 года за незаконное хранение охотничьего оружия и пяти патронов он был при говорен к 5 годам заключения в условиях строгого режима без конфискации имущества. Но к тому времени правозащитная организация Amnesty International уже признала Николая Автуховича «узником совести». Во втором процессе о политической направленности преследования вдруг заявили правозащитники центра «Весна», Белорусский хельсинкский комитет и «общественность». В 2010 году Николай Автухович даже попал в составленный Freedom House. Список пятнадцати наиболее известных в мире политзаключенных.
Отсидел, вышел. Весной этого года газета «Народная Воля» вдруг озаботилась: чем накануне выборов занимается один из наиболее радикальных оппонентов правящей власти Николай Автухович? Бывший «политзаключенный» дал весьма пространное интервью, в котором глаз сразу цепляется за одну фразу: «Да, я понимаю, что многих не устраивает отсутствие всякой информации обо мне и моих планах. Но это совсем не означает, что я ничего не делаю. Пусть не надеются, мои планы не изменились. В зависимости от целей и задач у каждого человека свое видение политической деятельности, а значит, и понимание слова «активность».
Слово «активность» Автухович трактовал по-своему.
У него изъяты автомат, пистолет с глушителем, тысяча с лишним патронов, 8 тротиловых шашек и 8 ручных гранат, 5-литровые бутыли с горючей жидкостью. Видимо, планы на жизнь у Николая и его подельников были весьма серьезные. Кстати, церемониться, судя по всему, никто не собирался. Учитывая, что первый взрыв в Гродно был устроен на парковке между жилым домом и детским садом.
Разумеется, работал Автухович не в одиночку. Банда у него солидная. Помимо Павла Савы, который активно дает показания на видеокамеру оперативников, по делу проходят Сергей, Любовь и Павел Резановичи, Ирина Горячкина, Ирина и Антон Мельхер. Все они сотрудничают со следствием. Учитывая, что статья «терроризм» – это не шутки, а от 15 лет строгого режима и вплоть до «вышки». Дело явно пахнет как та горючая жидкость, которой ребята пользовались при поджогах.