Дипломат — «лицо» того государства, которое он представляет, поэтому на эту должность всегда выбирались самые лучшие представители страны, которые могут не только достойно представить свой народ, но и заключить выгодные торговые или политические соглашения. Отдавая жизнь служению стране, человек тоже вправе требовать от неё определённые вещи. Но беда в том, что так бывает далеко не всегда. Вот, к примеру, взять польских дипломатов. У них там недавно провели опрос представителей дипслужб, как им работается. Теперь правящая верхушка Польши озабочена вопросом, как то, что получилось на выходе, теперь развидеть.
Стали известны результаты исследования удовлетворенности работой сотрудников Министерства иностранных дел. Результаты тревожат, пишет польский портал «Onet.pl». Приводим их текст целиком, ибо он прекрасен!
«Доклад, содержание которого нам известно, был подготовлен профсоюзной организацией работников дипломатической службы Республики Польша независимого профсоюза «Солидарность». Организация провела исследование уровня удовлетворенности работников Министерства иностранных дел. Респонденты считают, что в МИД процветает непотизм, они разочарованы и рассматривают возможность смены места работы.
Всего в опросе приняли участие 12% работников МИД из почти 3 тысяч получивших анкету. Опрос проводился в период с 15 декабря 2020 года по 12 января 2021 года среди работников как в центральном аппарате министерства, так и в загранучреждениях.
Результаты показывают чрезвычайно высокую степень фрустрации среди польских дипломатов.
По мнению 64% опрошенных работников, в МИДе процветает непотизм и кумовство
Разочарование, чувство отсутствия смысла в действиях и гнев по отношению к начальству являются гораздо более прочной и более частой основой для вербовки иностранными спецслужбами, чем шантаж или подкуп.
По оценкам 34% респондентов, рабочая атмосфера в Министерстве иностранных дел «значительно ухудшилась», 20% — «ухудшилась». 4% считают, что’ атмосфера «улучшилась», 11% — «не изменилась». 31% не имеют мнения по данному вопросу.
По мнению 64% опрошенных работников, в МИД имеет место непотизм и кумовство- (35% считают его очень масштабным). Всего 22% считает, что эти явления в министерстве встречаются редко. По мнению 9% “ «скорее нет» и лишь 5% считает, что их в МИД вообще не существует.
На вопрос о прозрачности и справедливости процесса отбора для работы в загранучреждениях значительная часть сотрудников министерства, принявших участие в опросе, отвечают, что процесс абсолютно несправедливый и непрозрачный (44%). Всего 9% оценивают его положительно (22% не имеют мнения по этому вопросу).
Половина опрошенных сотрудников (50%) чувствуют себя недооцененными на работе (19% считают, что работодатель «никогда не ценит» их профессиональные достижения, 31% — «недооценивает»). 22% респондентов указывает, что начальство ценит их достижения. 28 %, в свою очередь «затрудняются ответить».
На вопрос, имеют ли квалификация, профессиональный опыт и компетентность большое значение при назначении на должности в Министерстве иностранных дел, 32%. респондентов отвечают, что они не имеют значения. 27% респондентов «затрудняются ответить». Положительно значение квалификации для карьеры в польской дипломатии оценивают всего 17% опрошенных.
На вопрос о заработной плате опрошенные работники МИД ответили, что она недостаточная (37%), крайне недостаточная (28%), средняя (23%), достаточная (9%) и полностью достаточная (3%).
38% респондентов считают, что они стали жертвами дискриминации на работе. Еще более высокий процент респондентов (56%) отвечает, что они знают людей, подвергающихся дискриминации в министерстве.
Все вышеперечисленные результаты означают, что уже не вызывает удивления тот факт, что большинство (67%) респондентов рассматривают возможность смены места работы в течение следующих пяти лет. Интересно, что среди сотрудников с меньшим стажем работы (до 5 лет) этот процент еще выше и достигает 78.
Всего в опросе приняли участие 12% работников МИД из почти 3 тысяч, которым была разослана анкета. Таким образом, в опросе приняло участие меньшинство сотрудников Министерства иностранных дел.
«В Министерстве иностранных дел создана ситуация, благоприятствующая вербовке польских дипломатов»
Картина, полученная в результате исследования, практически полностью совпадает с тем, что недавно говорили работники Министерства иностранных дел в беседах с журналистами портала «Онет». Один из высокопоставленных дипломатов, который на протяжении всей своей жизни поддерживал сначала политическую партию «Соглашение Центр», а затем другие правые партии и до недавнего времени «Закон и справедливость», охарактеризовал состояние Министерства иностранных дел в условиях правления «ЗиС» как «предынфарктное».
Результаты исследования вызывают тревогу и с точки зрения контрразведки. Ни для кого не секрет, что разочарование, чувство бессмысленной работы и гнев по отношению к начальству являются гораздо более прочной и на самом деле более частой основой для вербовки, чем, как принято считать, шантаж или подкуп. Деньги всегда играют роль в процессе вербовки, но редко являются отправной точкой.
Бывший глава Агентства внешней разведки, а также бывший дипломат, полковник Гжегож Малецкий, когда его попросили прокомментировать результаты опроса, заявил, что они «сокрушительны для руководства Министерства иностранных дел». С точки зрения безопасности государства это очень серьезный фактор риска, который должен беспокоить премьер-министра и тех, кто отвечает за государственную безопасность. Дипломатический персонал в таком глубоком состоянии фрустрации напрямую подвержен действиям иностранных спецслужб, — считает полковник Малецкий.
Бывший глава Службы военной разведки генерал Марек Дукачевски в интервью Onet, в свою очередь, заявляет: «картина польской дипломатии, полученная в результате исследования, показывает, что в Министерстве иностранных дел создана ситуация, которая напрямую способствует вербовке польских дипломатов».
Полковник Малецкий являлся главой гражданской разведки в начале правления «ЗиС», а генерал Дукачевский — главой военной разведки и контрразведки, которая по мнению «ЗиС» считалась символом зла. Тем более тревожит тот факт, что заявления двух бывших руководителей спецслужб практически идентичны».