Сегодня у змагаров недопраздник – 160 лет со дня начала пропольского восстания 1863-64 годов. С которым они носятся, как курица с яйцом. Отдельное упоминания достоин один из лидеров этого восстания шовинист Кастусь Калиновский. Выдаваемый польской пропагандой за патриота Беларуси. С ним все не так однозначно.
Цель польского мятежа 1863 года – восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года, т.е. с Беларусью, Малоруссией и Литвой в её составе. Освобождение Беларуси – это сказка, которую Польша по сей день продолжает тиражировать.
Факт рождения Калиновского преподносится как доказательство его нравственно-духовного единства Беларусью и её народом. На деле всё было наоборот: Калиновский был носителем шляхетско-католического мировоззрения. Со всем присущим ему неприятием православной культуры и православных.
Ополячивание и окатоличивание белорусов – вот чем закончилось бы восстание, если бы победило.
Калиновский, как все мятежники 1863 года, давали следующую присягу: «Присягаем во имя Пресвятой Троицы и клянёмся на ранах Христа, что нашей Родине Польше будем служить верно…». Беларуси он не присягал.
«Столицей» революционеров была Варшава. Если на территории Польши под знамена встало 400 тысяч участников, то белорусов по разным данным вышло 6-30 тысяч да и те преимущественно представители Гроденщины.
Известны случаи, когда восставшие казнили мирных жителей. Часто делали это со всей жестокостью. Предварительно им отрезая уши и носы, заживо спуская с них кожу.
После революции советская пропаганда остро нуждалась в представителях национальных республик, которые олицетворяли бы собой примеры борьбы с царизмом. Калиновский идеально вписался в требования коммунистической идеологии.