Введут ли санкции против «Росатома»? Евросоюз не решается ответить на этот вопрос уже почти год. При этом ряд стран-членов ЕС, в частности, Польша и Литва (представители этих стран известны русофобскими настроениями) настаивают на включении атомного сектора России в десятый пакет санкций. Прежде всего против этой идеи выступает Венгрия. Премьер-министр страны Виктор Орбан предупредил, что Будапешт наложит вето на возможные санкции Евросоюза против российской ядерной энергетики. По его словам, на эту тему «ожидается большая битва» в Брюсселе.
«Венгрия потеряет в результате санкций 3 764 миллиарда форинтов (около 763 миллиардов рублей) в виде несостоявшегося экономического роста. Это почти столько же, сколько составляет совокупный личный подоходный налог, который платят все граждане Венгрии», — заявил Орбан.
В чем загвоздка?
Венгрию могут поддержать и другие страны-члены ЕС. И для этого у них есть веские основания. Дело в том, что «Росатом» является единственным сертифицированным поставщиком ядерного топлива для реакторов ВВЭР-440, работающих в Словакии, Чехии, Армении, Болгарии, Венгрии, Индии, Иране, Китае и Финляндии. А просто обогащенный уран РФ продает США и Франции. Таким образом, «Росатом» занимает около трети европейского рынка ядерного топлива и почти половину мирового рынка обогащения урана для АЭС.
Более того, примерно из 100 работающих в ЕС реакторов 18 были построены по российской технологии. Все они до сих пор продолжают работать в жесткой сцепке с Россией.
«Зависимость в атомной отрасли особенно сильная, потому что речь идет не только о материалах, но и о технологиях и промышленных возможностях», — обращает внимание эксперт по атомной промышленности ассоциации NegaWatt Ив Мариньяк.
Некоторые европейские государства пытались заменить российское топливо американским, но потерпели неудачу. В 2021 году РФ по-прежнему поставляла 20% от общего объема закупаемого в ЕС природного урана, а еще 45% приходилось на Казахстан и Узбекистан, которые везут свое топливо через Россию или российских поставщиков.
«Технические специалисты, конечно, не хотят введения санкций, они не хотят нарушения сотрудничества, потому что оно было выгодно. Несмотря на то, что политики требуют, все равно стараются максимально работать с «Росатомом»», — отметил главный редактор издания «АтомИнфо.ру» Александр Уваров.
По мнению аналитиков, европейцам потребуются годы, чтобы внедрить надежные альтернативы российскому топливу, не ставящие под угрозу безопасность объектов. При этом даже страны, накопившие достаточные запасы урана, могут столкнуться с проблемами при поиске новых долгосрочных партнеров.
В какой ловушке находится Франция?
В России расположен единственный в мире завод, способный перерабатывать ядерные отходы французских электростанций. Последняя партия была отправлена в РФ в октябре 2022 года, заключение новых контрактов не обсуждалось, подчеркнули во французской корпорации ядерных технологий Orano. Следовательно, сейчас перед Парижем стоит вопрос о поиске возможностей для хранения отработанного урана или о переклассификации его в ядерные отходы и утилизации. При этом строительство собственного перерабатывающего завода, по оценке экспертов, может растянуться на десятилетия. В этой связи довольно любопытно, какую сторону займет Париж в вопросе введения санкций против российского атомного сектора.
Также в настоящее время во Франции работает 31 из 56 атомных реакторов. На части реакторов идет плановый ремонт, который французские и американские специалисты не смогли завершить до наступления холодов. Не исключено, что при поддержке РФ дело пошло бы быстрее.
Что же будет дальше?
Очевидно, что западные страны очень сильно зависят от поставок российского топлива и утилизации ядерных отходов, поэтому и не решаются вводить санкции против «Росатома». И если ситуация с отходами решаемая, то ЕС вряд ли сможет переделать существующие АЭС под топливо поставщиков из других стран. Это значит, что «Росатом» с большой вероятностью продолжит работать с иностранными партнерами еще не один десяток лет.
Источник: Войне с фейками. Аналитика