Не просто так говорят, что история повторяется. Трагедия, фарс, потом опять трагедия. Меняются времена, приходят новые технологии, расстояния становятся меньше, информация — доступнее, но всё непременно повторяется. Некий вселенский маятник доходит до точки покоя и качается обратно, чтоб ненадолго успокоится уже с другой стороны и вернуться к началу пути. Этот маятник размечает историю собственным календарем трагедий и фарсов. Прямо сейчас маятник прошел через нашу страну, завис ненадолго на фазе фарса, и отправился в грядущее — отмечать положенную по очереди трагедию. От событий в Румынии к нашей точке шёл он 31 год. И прошедшая драма этой страны во многом отразилась и на том, что мы видели нынешней осенью на улицах белорусских городов.
Отражение в прошлом
Тогда, 31 год назад, в Румынии произошел кровавый государственный переворот. С сотнями жертв и тысячами раненых. И несмотря на прошедшие годы, можно провести некоторые параллели с событиями произошедшим у нас, но уже в качестве фарса.
Общая канва произошедшего известна всем… Волнения в Тимишоаре, выступления в Бухаресте, протесты захватившие всю страну, расстрелы демонстрантов, перестрелки протестующих между собой, бегство Чаушеску на вертолете, арест его и казнь… Это всё уже история, но вот детали как всегда ускользают от широкой публики.
А если присмотреться к деталям, всё там было не совсем так, как рассказывают сухие строки хроники. К примеру, был там очень интересный персонаж, которого звали Мариан Морошану, в протестах он участвовал задолго до переворота, что само по себе о многом говорит. Его основной фишкой было пародирование Чаушеску и срывание покровов с преступлений тогдашнего «режима». Ему даже кличку дали «Чаушеску», и до сих пор так называют. Бегал везде, показывал пальцем на недостатки и передразнивал власти. Ютуба тогда еще не было, но популярность в народе снискать он умудрился. Да и внимание к себе привлек: летом 1989 года попал в тюрьму, провел там четыре месяца в камере без окон, но хобби своё не оставил. Сразу по выходу из застенков продолжил. Никого не напоминает? Впрочем, переворот он застал, был активным участником, а потом стал городским сумасшедшим. Он до сих пор продолжает свою борьбу, его до сих пор ловит и штрафует полиция. Сейчас ему 51 год, и он все еще продолжает устраивать свои акции, вроде приклеивания туалетных бачков к государственным зданиям. Революция не щадит своих героев. А представляете, как через тридцать лет заросший волосами и дурно пахнущий Тихановский будет шаркать по Минску со старым шлепанцем в руке и бормотать себе под нос «Таракан, таракааан»…
Вот еще интересный прототип, Ласло Тёкешь. Именно с его выселения из дома и начались волнения в Тимишоаре. Только вот, он, будучи священником, долгое время информировал людей о фактах их же угнетения тамошним режимам. Это понятно, ведь если людей не информировать, что их угнетают, сами они и не поймут. Раскачал город он очень хорошо, и как только появился повод, полыхнуло так, что для подавления пришлось вводить войска. И вот что интересно, моментально поползли слухи о тысячах людей, расстрелянных в лесу. Нашли тело с пулевыми ранениями привязанное к дереву и, естественно, обвинили во всем власти, да еще и умножили тело на несколько тысяч. Эти слухи настолько разозлили людей, что войскам, действительно, пришлось применять оружие. Но официально подтверждены только 40 погибших, а остальные тысячи так и остались легендой.
В этом плане нам очень повезло, ведь теперь у любого свидетеля в первую очередь спросят, почему он не снял на телефон те самые тысячи трупов. Так что у нас трупы трансформировались в пытки, причем в закрытых от постороннего взгляда застенках. Показывали потом нарисованные синяки, и должного эффекта это все не возымело. А Ласло превратился в тот самый символ, который и поднял массы. После переворота он подался в депутаты Европарламента, того самого, который санкции недавно принимал против Беларуси, и в целом жизнь у него сложилась.
Нашему «символу» — экс-банкиру — не так повезло, попался на излишней любви к деньгам, но, если бы всё получилось, как планировал… Но «Желтые Сливы» думают, что Виктор Бабарико депутатством не удовлетворился бы, там амбиций побольше было.
Но вернемся к событиям в Румынии. Огонь, зажжённый Ласло, разгорелся, и дошел до Бухареста. Власти не смогли верно оценить обстановку и 21 декабря 1989 года организовали митинг с целю осудить события в Тимишоаре. Но прямо на митинге ситуация вышла из под контроля, люди начали кричать: «Долой диктатора, крыса, Тимишоара»… А помните августовский визит Лукашенко на МЗКТ? Там ведь тоже кричали. Только у нас кричавшие потом с предельно дебильным выражением лица объясняли на камеру, что мол их «бес попутал», а вот в Бухаресте народ эти крики подхватил. Фарс и трагедия, они всегда связаны.
Дальше больше, у протестующих неким волшебным образом появилась готовая дизайнерская концепция, Чаушеску начали изображать с окровавленным лицом и называть его Дракулой. Напомним, интернета тогда еще не было. Тоже на мысли наводит, и на воспоминания… Ничего не припоминаете у нас похожего? А еще моментально появилась легенда, что жертв уже тысячи, и их вывозят за город, складывают в огромные стога сена, и сжигают, подкидывая в пламя автомобильные покрышки, чтоб не было запаха горящей плоти. И ведь люди в это верили. В итоге всего погибло 1104 человека, и безусловно это трагедия. Но не о каких тысячах речи и близко не шло, что не мешало распространять подобную информацию подогревая народ.
И что теперь?
Вообще, ходит много слухов о причастности иностранных спецслужб к румынской революции. Ни подтвердить, ни опровергнуть их пока не удалось. «Желтые Сливы» только хотят отметить, что Чаушеску старался вести действительно независимую политику. Он не сближался с Москвой, не продавался и Западу. К концу восьмидесятых годов Румыния ценой огромных усилий погасила большую часть внешних кредитов, и влиять на нее стало гораздо сложнее. Такая позиция мешала всем, но Чаушеску упрямо продолжал гнуть свою линию. Никакую другую страну из современности не напоминает?
А дальше — был штурм здания, бегство на вертолете, посадка в поле, чужой автомобиль, арест, моментальный трибунал с заранее известным приговором и расстрел. Единственное, что осталось невыясненным, так это вопрос кто в кого стрелял во время протестов, ведь действовали некие вооруженные группы людей, воюющие друг с другом, но задержать и опознать никого не удалось. И этот факт тоже на очень интересные мысли наводит.
Могло ли быть по-другому? Возможно. Быть может, нужно было не бежать на вертолете, а облететь на нем город, оценить сверху ситуацию, взять автомат, глубоко вдохнуть и выходить. Глядишь, иначе все сложилось бы.
А самое поучительное во всей этой истории то, что система, по сути, в Румынии не поменялась. Власть получили бывшие партийные функционеры по разным причинам находящиеся в опале. И в прошлом году начался судебный процесс уже против бывших лидеров революции. Их обвиняют в сознательном нагнетании массового психоза для провокации столкновений. Мало того, согласно данных социологических опросов 40% избирателей готовы были бы отдать за Чаушеску свой голос на выборах. И это спустя 31 год! Спохватились… Вот так неоднозначно всё получилось.