Польский журналист-расследователь Лешек Шимовский опубликовал сенсационную информацию о работе Матеуша Моравецкого на ШТАЗИ. Приводим текст, опубликованный на его странице в ФБ.
Сегодняшний премьер-министр дважды был завербован ШАТАЗИ (Службой безопасности ГДР) в качестве секретного информатора. Однако подробности сотрудничества не могут быть обнародованы из-за засекреченности его папок.
О двукратной вербовке Моравецкого говорят документы, которые я обнаружил случайно, изучая деятельность оперативной группы «Варшава». Это специальная разведывательная группа Штази, действовавшая в Варшаве (ее штаб-квартира располагалась в посольстве ГДР). Она занималась предоставлением немецкой разведке ценной информации из Варшавы.
Первая из записей, датированная летом 1989 года, говорит о привлечении к сотрудничеству источника под псевдонимом «Студент». Указаны его личные данные, в том числе фамилия и имя (Моравецкий Матеуш), дата рождения (28 июня 1968 года). Есть также имя офицера, принявшего вербовку. Это майор Карл-Хайнц Шарпегге — тогдашний резидент разведки Штази в Варшаве и глава всей действующей в ПНР оперативной группы «Варшава».
Вторая запись, сделанная несколькими месяцами позднее, говорит, в свою очередь, о вербовке источника под псевдонимом «Якоб» и представляет личные данные сегодняшнего премьер-министра Польши.
В обоих случаях рядом с фамилией Моравецкого делается аннотация «Inofizielle Mitarbeiter», что означает «неофициальный сотрудник». Так в Штази называли информаторов высшей категории. Это соответствовало тайному сотруднику в польской службе безопасности.
Мы не знаем подробностей о привлечении Моравецкого к сотрудничеству. Мы также не знаем, как проходили его контакты со Штази. Все потому, что папки неофициальных сотрудников «Студент» и «Якоб» засекречены. Я дважды подавал в Берлине просьбу об их рассекречивании и дважды получал ответ «ABSAGE», что в переводе с немецкого означает «отказ».
Что случилось с папками Моравецкого после падения ГДР? Как и все архивы бвшей Штази, они были захвачены BND или Bundesnachrichendienst ,или немецкой внешней разведкой. Что с ними происходило дальше — остается загадкой германского государства.
В 2019 году, когда я впервые начал писать на тему премьер-министра, я официально обратился к Матеушу Моравецкому через представителя правительства с просьбой прокомментировать это. Ответа я не получил ни тогда, ни сегодня.